Режим «Parking» в автоматической коробке передач

07/05/2022

Режим «Parking» в автоматической коробке передач вызывает у автовладельцев много споров. Дискуссии касаются того, в каких ситуациях данный режим стоит использовать, а в каких — нет. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что собой представляет «Parking», для чего он предназначается.

Принцип блокировки трансмиссии

Основная функция режима «Parking» — остановить машину на месте, не дать ей двигаться за счет блокировки трансмиссии. Такая блокировка становится возможной благодаря жесткой остановке одного вала коробки передач.

С одной стороны рабочей шестеренки АКПП присутствует стопорная шайба, имеющая специальные зубцы. Когда водитель активирует режим P, под воздействием тяги стальной рычаг заходит в шайбу и блокирует движение шестеренки. Данное действие сопровождается характерным щелчком.
Такая схема блокировки трансмиссии гарантирует, что колеса перестанут вращаться, машина не сдвинется с места.

Когда необходимо тронуться с места, требуется перевести селектор в позицию D («Drive»). Подобное действие заставит рычаг выйти из заблокированной ранее шестеренки, она вновь начнет беспрепятственно вращаться, не мешая движению машины.

Отличие от МКПП

Принцип блокирования механической трансмиссии осуществляется по-другому. Машину, оснащенную МКПП, можно «ставить на передачу» на стоянке. Это выражение подразумевает использование ручного тормоза для остановки без использования других способов блокирования. При этом можно не беспокоиться, что авто самопроизвольно покатится, находясь, к примеру, на первой передаче.

Это становится возможным благодаря наличию «жесткого сцепления». В механической коробке шестеренки имеют жесткую связь с диском сцепления и мотором. При разрыве данной связи машина, стоящая под уклоном, покатится. В положении «Нейтраль» произойдет отсекание трансмиссии от двигателя, валы будут вращаться без его участия, заставляя авто двигаться.

Принципиальное отличие коробки передач автоматического типа состоит в том, что такого сцепления, как в МКПП, в ней нет. Передача крутящего момента в данном случае осуществляется посредством гидротрансформатора. Поскольку он лишен жесткого сцепления, оставить автомобиль с АКПП стоять на первой передаче невозможно.

Запуск мотора

Еще одна задача, которую помогает решить режим «Parking» — запуск двигателя авто с АКПП. Если селектор находится в позиции D, R либо M, завести машину не удастся благодаря специально предусмотренной защите. Она помогает избежать следующих ситуаций:

• Случайного движения транспортного средства в момент запуска движка.

• Поломок мотора и трансмиссии.

Чтобы запуск мотора прошел безопасно и без негативных последствий, в момент остановки машины необходимо действовать по следующей схеме:

• Полностью остановить авто.

• Надавливая на тормозную педаль, задействовать стояночный тормоз.

• Переключиться на режим «Parking».

Если перечисленные действия выполнены в правильной последовательности, то в дальнейшем достаточно вставить ключ в замок зажигания и просто завести движок.

В зависимости от особенностей коробки передач иногда может понадобиться дополнительно нажать на тормоз. Без этого двигатель может не запуститься.

Позиция «Нейтраль» также предполагает запуск мотора, но только в сервисном режиме (к примеру, при буксировке транспортного средства). Разъединение трансмиссии и двигателя в данном случае является условным. Никакой блокировки не происходит. Во избежание негативных последствий оставлять машину на стоянке в режиме N не рекомендуется.

Буксировка в режиме P

По неопытности некоторые автолюбители в момент буксировки машины с коробкой передач автоматического типа оставляют селектор в позиции P. В этом случае автомобиль движется с усилием, при этом раздаются щелчки. Они объясняются тем, что штырь перескакивает с зубца на зубец.

Подобная ситуация чревата поломкой. Чтобы ее не допустить, рекомендуется осуществлять буксировку только в режиме «Нейтраль». Более безопасный вариант — воспользоваться услугами эвакуатора.

Распространенные мифы

Существует немало мифов, связанных с режимом «Parking». Но все они не имеют обоснования.

Первый миф связан с тем, что нельзя оставлять машину на стоянке в данном режиме. На самом деле «Parking» создан именно для этой цели. Главное — выбирать для парковки ровную местность. При наличии уклона стальной штырь может не выдержать нагрузки.

Второе утверждение касается того, что использование режима P зимой запрещено. Оно также является ошибочным. Включать данный режим при остановке в зимний период можно при условии, что поверхность, на которой стоит авто, не будет иметь уклон.

Блокировка передних или задних тормозных колодок при включенном режиме «Parking» — еще одно распространенное заблуждение. Система торможения автомобиля не связана с блокировкой АКПП. Благодаря этому при использовании режима P в зимний период примерзания колодок к диску не происходит.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв